На вопросы отвечает кандидат медицинских наук, врач сердечно-сосудистый хирург кардиохирургического отделения №2 НИИ кардиологии Томского НИМЦ Олег Егунов.
Для чего кардиохирург участвует в выездной работе с пациентами?
- С каждым годом родители пациентов с врожденными пороками сердца становятся все более информированными о заболеваниях своих детей. Такая осведомленность порождает разнообразные вопросы, относящиеся как к срокам и необходимости вмешательства, так и к его виду и объему. В одних случаях на эти вопросы вполне может ответить как опытный кардиолог, так и врач функциональной диагностики. Но в других, учитывая рост общей осведомленности и грамотности родителей, в том числе благодаря поиску не всегда адекватной информации в интернете, на ряд вопросов может дать ответ только хирург, непосредственно выполняющий операции и имеющий знания о современных тенденциях и подходах к лечению ВПС. Таким образом, предоставление родителям максимально развернутой и комплексной информации немыслимо без формирования мультидисциплинарной команды, включающей детского кардиолога, врача функциональной диагностики и кардиохирурга.
Существуют ли какие-то отличия в общении с пациентами в стационаре и на выездной консультации?
- Большую часть своего рабочего времени кардиохирург проводит в операционной. Учитывая специфику специальности, общение с родителями пациента как в пред-, так и в послеоперационном периоде ложится на плечи лечащих кардиологов, которые ежедневно осматривают пациента с момента поступления до выписки из стационара. Общение кардиохирурга с родителями пациента в стационаре предполагает, что последние в 99 процентов случаев уже знают диагноз, и владеют информацией о планируемых методах диагностики и лечения. В случаях, когда послеоперационный период протекает без осложнений, у кардиохирурга нет даже повода беседовать с родителями до выписки из стационара.
На выезде же у кардиохирурга есть возможность активного общения с родителями детей на этапе планирования госпитализации. На амбулаторном этапе для большинства родителей новость о необходимости хирургического вмешательства часто является шокирующей. В этот момент главная задача кардиохирурга, опираясь на свой опыт и знания – это успокоить родителей и помочь принять верное и быстрое решение, особенно если речь идет об операции. Думаю, что для родителей в этот момент, крайне важным является личное общение с человеком, который выполняет кардиохирургические вмешательства, и может ответить на все вопросы.
Что дает кардиохирургу опыт выездных консультаций?
- Главной особенностью выездных консультаций является возможность взглянуть на свою специальность под другим углом, где кардиохирург становится пусть и не первичным, но одним из первых звеньев в цепи оказания квалифицированной кардиохирургической помощи. Вопросы, которые задают родители, порой очень нетривиальны и не типичны для госпитального этапа. В то же время они позволяют по-новому взглянуть на все сферы своей специальности и стимулируют желание развиваться, самообразовываться и расширять свой уровень профессионализма. Отдельного внимания заслуживает возможность общения с коллегами из других регионов, что позволяет обмениваться опытом как в диагностике и лечении ряда заболеваний, так и в оптимизации оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
На фото: выездные консультации детей с заболеваниями сердца в Омске