- Новый материал проекта "Возвращая здоровье".
В середине сентября служба Краевого центра медицины катастроф г. Бийска экстренно доставила в клинику НИИ кардиологии Томского НИМЦ двухмесячного ребенка в тяжелом состоянии.
У младенца была выявлена коарктация аорты, требующая незамедлительного лечения.
- Коарктация аорты (КА) – это врожденное сужение верхней части нисходящей грудной аорты, препятствующее кровоснабжению нижележащих органов и систем. В первую очередь нарушается работа почек и органов желудочно-кишечного тракта.
«Дочка родилась 18 июля 2024 года в Алтайском крае. Спустя несколько дней после родов нас благополучно выписали. Врачи уверяли, что ребенок абсолютно здоров, но материнское сердце чувствовало – что-то не в порядке», – рассказывает мама ребенка Александра.
До двух месяцев ребенок стабильно развивался, рос и набирал вес. Единственным симптомом заболевания было затрудненное дыхание. Однако врачи, обследовавшие ребенка, не увидели в этом ничего настораживающего. Наличие патологии заподозрили лишь во время планового УЗИ сердца, которое все дети проходят в 1 месяц. Однако тогда врач предположил совсем другое не угрожающее жизни ребенка заболевание, поэтому диагноз коарктация аорты был поставлен малышке еще спустя месяц уже на повторном УЗИ.
Во время обследования врач-детский кардиолог г. Бийска Елена Кобозева и врач ультразвуковой диагностики Любовь Маланина не только заметили серьезную патологию, но и забили тревогу, что ребенок находится в критическом состоянии. Нарушение кровообращения привело к тому, что верхняя часть туловища очень интенсивно снабжалась кровью, а нижняя была обделена. Кровь не могла пройти через сужение, отчего пострадали кишечник и почки ребенка. Сердце не могло нормально сокращаться, так как сужение аорты препятствовало нормальному кровотоку.
Елена Кобозева сразу же направила ребенка в городской детский стационар и связалась с коллегами из НИИ кардиологии. Благодаря слаженным и быстрым действиям администрации Городской детской больницы г. Бийска была организована экстренная госпитализация девочки в Томск.
Томские врачи согласились незамедлительно принять маленького пациента и провести сложнейшую операцию на открытом сердце.
О сложностях диагностики коарктации аорты у новорожденных рассказала врач-детский кардиолог НИИ кардиологии Томского НИМЦ, канд. мед. наук Инна Азаринова:
«Парой коарктацию аорты у новорожденных бывает довольно трудно диагностировать. Многое зависит от врача. Однако на диагностику может повлиять и такой фактор как наличие открытого артериального протока (ОАП) между аортой и легочной артерией. Он есть у всех новорожденных и в норме закрывается в первую неделю жизни. Если этот проток не закрывается в первую неделю жизни ребенка с коарктацией аорты, он может еще какое-то время обеспечивать кровоснабжение нижележащих органов, которые в первую очередь страдают при таком типе врожденного порока сердца. Возможно, именно так было у нашей пациентки. С течением времени ОАП начал закрываться и состояние ребенка ухудшилось. Очень повезло, что бийские специалисты успели заметить патологию у ребенка и оперативно направить его на лечение в Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии МЗ РФ (НИИ кардиологии Томского НИМЦ)».
В тот же день силами центра медицины катастроф ребенка доставили из Бийска в Томск. Уже на следующий день после постановки диагноза врач-сердечно-сосудистый хирург, научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии, канд. мед. наук Олег Егунов провел операцию по устранению коарктации аорты.
Олег Егунов о ходе операции:
«Операция осложнялась тем, что из-за критической коарктации аорты, полностью отсутствовал кровоток в аорте ниже диафрагмы. Это привело к нарушению функции сердца. Учитывая тяжесть состояния и отрицательную динамику, было принято решение об экстренном вмешательстве. Но, решаясь на операцию, мы не знали восстановится ли функция сердца.
Подобные вмешательства мы проводим с применением уникальной методики искусственного кровообращения – антеградной селективной перфузии головного мозга, что вместе со снижением температуры тела до 32 градусов, позволяет защитить головной мозг и все органы маленького пациента.
Кроме того, в нашем центре ведется большая работа, связанная с органопротекцией с помощью оксида азота, который подается на протяжении всей операции и улучшает результаты. Мы приняли решение использовать эту инновационную технологию для лечения этого ребенка и не прогадали».
Операция прошла успешно, и еще несколько дней после операции ребенок восстанавливался в реанимации. Благодаря усилиям хирургической бригады и грамотной медикаментозной терапии удалось нивелировать последствия заболевания. Спустя неделю маму и ребенка выписали домой. По прогнозам врачей нарушенные функции органов и систем должны полностью восстановиться в течение полугода после операции.
«Я до сих пор не могу осознать произошедшее. Ведь, казалось, что дочка абсолютно здорова: она хорошо кушала, агукала, набирала вес. И совершенно никто не мог предположить, что ребенок находится в критическом состоянии, что счет идет уже не на дни, а на часы. Я безмерно благодарна врачам и медсестрам НИИ кардиологии, хирургам, анестезиологам и реаниматологам, которые спасли жизнь моего ребенка. Они совершили настоящее чудо», – поделилась мама пациентки Александра.