16 октября во всем мире отмечается День анестезиолога. Можно ли проснуться во время операции? Человек или компьютер рассчитывает дозу препаратов для наркоза? И как сохранять спокойствие в любой ситуации? Об этом в рубрике «Лица нашей медицины» рассказал врач анестезиолог-реаниматолог Олег Пантелеев.
Олег Пантелеев. Врач анестезиолог-реаниматолог группы реанимации и интенсивной терапии, младший научный сотрудник отделения неотложной кардиологии НИИ кардиологии Томского НИМЦ
• родился и вырос в г. Томске;
• в 2008 г. окончил СибГМУ по специальности «лечебное дело»;
• с 2009 г. работает в НИИ кардиологии Томского НИМЦ.
Путь в профессию
- Несмотря на то, что я не принадлежу к "врачебным династиям", в школе мне проще всего давались естественно-научные предметы и математика. Выбор моего дальнейшего жизненного пути пришелся на конец 90-х - начало 2000-х: время, конечно, интересное, но крайне нестабильное. В связи с этим, выбор был сделан в пользу востребованной профессии врача. Таким образом, летом 2002 года я оказался с пакетом документов в приёмной комиссии СибГМУ. После первых курсов обучения была идея стать хирургом. Но после общения с преподавателями и практики в стационарах нашего города мой выбор пал на анестезиологию и реаниматологию.
Было непросто, особенно поначалу. Бесконечный мозговой штурм в первые месяцы ординатуры... Однако, постепенно я втянулся и всё встало на свои места. Как говорил один мой преподаватель, «трудное становится привычным, привычное - лёгким, а лёгкое – приятным»!
Уже 13 лет я работаю в отделении неотложной кардиологии НИИ кардиологии Томского НИМЦ. Помимо врача-анестезиолога, могу работать врачом-кардиологом, у меня есть сертификат. Было бы странно его не иметь, работая в месте, где основной контингент пациентов 一 больные с инфарктом. Также совмещаю работу научного сотрудника и ассистента кафедры кардиологии СибГМУ.
• Олег Пантелеев задействован в нескольких научных проектах: под его кураторством работа, связанная с таким тяжелым осложнением инфаркта миокарда, как кардиогенный шок (состояние, при котором резко снижается эффективность работы сердца). Второе направление исследований связано с изучением сепсиса в сочетании с инфарктом миокарда, а также осложнения, которое может быть характерно не только для инфаркта: делирия. Это неспецифическое состояние головного мозга, когда после перенесенной реанимации у больного снижается внимание, начинаются галлюцинации.
Пять «А» анестезии
- Наркоз — многоступенчатая процедура, а мозг человека — «черный ящик». У нас очень широкий спектр препаратов для наркоза, но механизм их действия до конца не изучен. Это огромная область для исследований, помочь в которых может, к примеру, МРТ (магнитно-резонансная томография), но ее не всегда можно применить.
У нас есть профессиональный «чек-лист» компонентов наркоза, который можно условно назвать «Пять «А» анестезии»:
• Анестезия 一 устранение чувствительности,
• Анальгезия 一 устранение боли,
• Арефлексия 一 устранение движений в ответ на боль,
• Амнезия 一 потеря памяти, чтобы пациент ничего не вспомнил после операции,
• Администрирование функций жизненно важных органов.
Сейчас дозу препарата можно рассчитать с помощью компьютера, но приоритет все равно остается за человеком 一 врачом-анестезиологом.
Частый вопрос: может ли пациент проснуться во время операции? Крайне редко, по не вполне понятным причинам, больной во время наркоза может демонстрировать признаки того, что он пребывает в сознании. Однако, чем является это состояние для больного, ни анестезиолог, дающий ему наркоз, ни сам больной поведать не смогут. Первый - по причине недостаточности научных данных о процессах нервной деятельности на фоне высоких доз психоактивных веществ. Второй - по причине того, что не помнит происходившего.
Самый спокойный человек в клинике
- Анестезиолог — единственный человек, который при любых обстоятельствах должен оставаться спокойным. У него табу на адреналин. Если он будет волноваться, для кого-то это может кончиться плохо. Именно поэтому одно из главных качеств, необходимых для нашей работы – стрессоустойчивость. Анестезиолог должен знать, что делать в сложной, даже критической ситуации, быстро действовать, и при этом иметь в виду несколько возможных вариантов развития событий.
Как я справляюсь со стрессами? Не стрессую! Я вообще самый спокойный человек во всей клинике. В свободное время занимаюсь музыкой: играю на бас-гитаре.
• «Анестезиологу выделять адреналин и эмоционировать строго противопоказано. Именно поэтому адреналин мы храним в ампулах в холодильнике».
- Самое сложное в моей профессии, пожалуй, принять верное решение. Врач - командная работа. Главное, что должен знать реаниматолог - имя медсестры, с которой дежурит. Дискоординация даже на этом уровне может иметь фатальные последствия.
…Что бы я посоветовал начинающему коллеге? Постоянно развиваться профессионально и не давать себе лениться. Вероятно, это кому-то продлит жизнь.
Уважаемые врачи-анестезиологи! Искренне поздравляем вас с профессиональным праздником! Желаем сил, терпения и спокойствия в вашем нелёгком труде. Счастья, благополучия и успехов!
Материал подготовлен студенткой Факультета журналистики ТГУ Екатериной Дмитриевой