Масштаб шрифта
Цвет
Изображения
Интервал между буквами
RU EN

Специалисты НИИ кардиологии Томского НИМЦ помогли пациенту избежать трансплантации сердца

Новый материал информационного проекта «Возвращая здоровье». В НИИ кардиологии Томского НИМЦ спасли пациента с практически стопроцентной закупоркой артерий после крупного инфаркта.

«Мое сердце было вынуждено найти пути выживания»

Евгений приехал в Томск из соседнего региона, по его собственным словам – «в безнадежном состоянии». Тревожные симптомы пациент чувствовал давно, но не подозревал, что проблема кроется именно в сердечном здоровье, и, конечно, не знал, насколько все серьезно:

- Даже несмотря на интенсивные боли, я продолжал заниматься гимнастикой, борьбой, гиревым спортом, сам себе разработал программу тренировок и спортивного питания. В 2018 году, например, уже будучи больным и не зная об этом, я от пола мог отжаться 650 раз, проплывал за 20 минут 1000 метров в бассейне, 22 раза подтягивался, и планку держал час. И это все в 52 года. Думаю, во многом благодаря спортивным нагрузкам мое сердце и продержалось так долго, оно было вынуждено найти пути выживания, - делится Евгений.

В 2024 году после обращения к кардиологам и проведенных исследований стало очевидно, что ситуация критическая.

- При обследовании в другом регионе была выявлена выраженная систолическая дисфункция и аневризма верхушки левого желудочка, т.е. истончение стенок сердца, а также многососудистое поражение коронарного русла. Фракция выброса была снижена до 21%. Стандартные методы терапии были уже неэффективны, обсуждалась трансплантация сердца, - рассказывает врач-кардиолог отделения артериальных гипертоний НИИ кардиологии Томского НИМЦ Ирина Дегтярева.

В НИИ кардиологии Томского НИМЦ пациент поступил в феврале 2025 г. с жалобами на сильные боли за грудиной, в том числе, на фоне эмоционального напряжения, стресса, физических нагрузок. Сердце практически не кровоснабжалось. Чтобы определить дальнейшую тактику лечения, необходимо было выполнить ряд диагностических исследований.

- Ситуация осложнялась тем, что мы не могли в полной мере провести диагностику. На малейшую физическую нагрузку пациент реагировал стенокардией, а также не мог долгое время лежать на спине, что исключило возможность проведения нагрузочного теста и МРТ сердца. Чтобы определить объем поражения миокарда, мы провели перфузионную томосцинтиграфию миокарда без нагрузки, после чего, проанализировав все данные, врачебная комиссия приняла решение о необходимости оперативного вмешательства в объеме аортокоронарного шунтирования, - рассказывает Ирина Дегтярева.

- Никто не взялся за мой наисложнейший и рискованный случай, кроме томских врачей! Говорили уже о трансплантации сердца, но я бы, скорее всего, не дожил до операции. Томск меня принял в безнадежном состоянии, и золотые руки специалистов НИИ кардиологии помогли мне снова вернуться к жизни, очень благодарен докторам за это, - комментирует Евгений.

Выписка. Пациент Евгений с лечащим врачом Ириной Дегтяревой

«Другого выбора у нас не было»

При повторном проведении коронарографии специалисты увидели, что основные коронарные артерии были закрыты атеросклеротическими бляшками практически на 100%, кровоснабжение сердца осуществлялось за счет двух небольших сосудов и развитых перетоков. Конечно, оперативное вмешательство в такой ситуации сопряжено с высокими рисками.


Рассказывает Сергей Андреев, старший научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой хирургии, врач сердечно-сосудистый хирург НИИ кардиологии Томского НИМЦ, канд. мед. наук:   

- Ишемическая кардиопатия – это форма ишемической болезни сердца. После крупного инфаркта вследствие закупорки артерий происходит массивное рубцовое поражение сердца, снижается фракция выброса: это соотношение той крови, которая поступает в сердце, и той, которая выбрасывается в большой круг кровообращения. У нашего пациента фракция выброса на момент обследования составляла 25-30%. Основная сложность этого случая состояла в том, что мы не могли оценить резервы сердца, зная, что все важные артерии закупорены. Пациент относительно молодой, хорошо переносил физическую нагрузку, и было решено взять его на операцию, несмотря на риски. Другого выбора у нас не было.

Фракция выброса у пациента после операции составила 40%, на момент выписки - 48-50%. «Мы рассчитываем на еще более хорошие отдаленные результаты», - комментируют специалисты, отмечая, что в положительном исходе большую роль сыграл настрой пациента и четкое соблюдение всех рекомендаций.

- Помощь пациентам с низкой фракцией выброса – не только наш профиль клинической деятельности, но и научный интерес. На протяжении многих лет мы исследуем пациентов с ишемической кардиопатией и вырабатываем критерии, которые помогут понять: когда операция показана, а когда риски слишком высоки. Этот конкретный случай интересен тем, что мы увидели практически мгновенный эффект, сердце стало лучше сокращаться и уменьшилось в объеме на четверть буквально в течение нескольких дней. Через год пациенту нужно будет снова обследоваться, посмотрим, как развивается ситуация. Прогноз позитивный, - говорит Сергей Андреев.

- Профессионально, спокойно, четко и размеренно меня подготовили к сложнейшей операции, и это дало мне возможность все перенести и пройти без особых осложнений. Здесь работают настоящие профессионалы, с золотыми руками. Теперь этот опыт может быть использован и для других пациентов, - говорит Евгений на выписке, за несколько минут до того, как отправится домой. Он настроен как можно скорее вернуться к активному образу жизни.

- Работаю я в области газораспределения. Профессия моя любимая и очень нужная – начальник отдела промышленной безопасности и охраны труда, и я планирую работать дальше, на пенсию не собираюсь. Сейчас у меня вторая группа инвалидности, но я поставил себе цель: снять ее до конца года!

«Хочу выразить свою безмерную благодарность специалистам НИИ кардиологии Томского НИМЦ, за подготовку к операции, за выхаживание в послеоперационном периоде! Спасибо Сергею Леонидовичу, Ирине Александровне, и всем их коллегам, за то, что взяли меня на операцию, блестяще ее провели и получили хороший результат. Вы спасли мою жизнь. Институт спас мою жизнь. Спасибо!»

E-mail:
Нажимая кнопку "Отправить", вы соглашаетесь на обработку персональных данных