Коллеги Ростислава Карпова о том, что они ценят в личности юбиляра
Михаил Медведев, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой нормальной физиологии СибГМУ:
- Знаю Ростислава Сергеевича более полувека, за который мы вместе прошли большой трудовой и жизненный путь. Его карьера отмечена двумя важными этапами, заслуживающими самых громких аплодисментов. Первый связан с кафедрой факультетской терапии, где он последовательно прожил все ипостаси - от ординатора, аспиранта, ассистента, доцента, профессора до заведующего этим подразделением. Второй этап связан с организацией академических институтов в Томске, а также с созданием им научной школы, занимающейся изучением фундаментальных и прикладных проблем ревматологии и кардиологии. Для всех нас, сибирских ученых, он служит эталоном сильной и высоконравственной личности ученого с огромным научным потенциалом, примером эрудированного лидера и самоотверженного бойца в достижении поставленной цели. Радуйте нас и дальше новыми достижениями!
Вячеслав Новицкий, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой патофизиологии СибГМУ:
- Томск славился и славится профессорскими династиями, одной из самых известных является семья Карповых. Один из основателей этой династии - отец Ростислава Сергеевича, Сергей Петрович Карпов – микробиолог, благодаря его научным изысканиям и его учеников было покончено со многими инфекциями на территории Сибири и Дальнего Востока. А Ростислав Сергеевич – достойный продолжатель дела. И что мне очень импонирует, так это величайшее почтение академика Карпова к своим учителям, его трепет перед ними. Он чтит и развивает традиции научных школ, из которых вышел.
А еще он очень порядочный человек, с принципами, которым всегда верен. Помню, как в непростое для Е.К. Лигачева время остались единицы тех, кто не отвернулся от него, подставил плечо морально и материально. Р.С. Карпов был среди них, несмотря на то, что имя Егора Кузьмича тогда было в опале. В свое время Лигачев много сделал для томской медицины и становления НИИ кардиологии, и Ростислав Сергеевич никогда об этом не забывает.
Интересно, что у многих известных людей из России, и не только, Томск ассоциируется с именем Карпова. Не раз, услышав, что я из Томска, меня переспрашивали: «Это же у вас там знаменитый Карпов работает?» Да, у нас! И дай Бог ему здоровья и дальше так работать, чтобы мы вместе отмечали его и 90-летие, и столетие!
Валерий Труфакин, академик РАН, научный консультант Томского НИМЦ (Новосибирск):
- Ростислав Сергеевич, без сомнения, патриот Томска, Сибири и настоящий гражданин России! Он всегда так искренне переживает за судьбы людей, за науку, за медицину… Отмечая такой значимый юбилей, мы просто обязаны сказать, что Ростислав Сергеевич – врач от Бога. Он вернул к счастливой и здоровой жизни тысячи больных. А как талантливый ученый разработал и внедрил десятки новейших методов диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, а значит, дал шанс на выздоровление другим тысячам пациентов. Как учитель, лидер научной школы, воспитал целую плеяду кардиологов, которые, в свою очередь, вылечили и еще вылечат десятки тысяч россиян. Такая прогрессия не может не нравиться, поэтому желаю Ростиславу Сергеевичу многих лет свершений новых замыслов, здоровья и всего наилучшего!
Юрий Никитин, академик РАН, советник при дирекции НИИ терапии профилактической медицины (филиал Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики СО РАН) (Новосибирск):
- Хоть и живем мы с Ростиславом Сергеевичем в разных городах, но уже больше трети века шагаем по жизненному пути плечом к плечу. Получив врачебное образование, мы оба с головой окунулись в работу врача-терапевта. Его отец С.П. Карпов, академик, крупный ученый-микробиолог, имел непосредственное отношение вместе с новосибирскими учеными, в первую очередь с В.П. Казначеевым, к созданию Сибирского филиала, в последующем Сибирского отделения АМН СССР. А в Томске под руководством Р.С. Карпова в крупное научное учреждение вырос НИИ кардиологии, с солидной клиникой, где оказываются многие виды не только терапевтической, но и хирургической помощи населению Сибири, СНГ и других стран. Большой вклад внес Ростислав Сергеевич в координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и в развитие здравоохранения Томской области, будучи с 1986 года много лет председателем Томского научного центра АМН СССР.
Александр Караськов, академик РАН, директор Новосибирского НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина Минздрава РФ:
- В нашей стране таких людей, как Ростислав Сергеевич, по пальцам пересчитать можно. Яркая личность в истории России, человек, который всего себя целиком и полностью посвятил служению делу. В моем понимании, академик Карпов - это эталон профессионализма, он знает свою специальность настолько, что, образно говоря, может, как опытный канатоходец, пройти с закрытыми глазами по канату. Горжусь тем, что мы дружим многие годы, я всегда получал от него немало полезных советов и в области профессиональной деятельности, и в сфере человеческих отношений. И всегда поражался его чуткости, умению подметить тот момент, когда другой человек нуждается в поддержке, и помочь хотя бы словом. Так что Ростислав Сергеевич для меня больше, чем учитель, больше, чем друг, он - Человек с большой буквы!
Леонид Барбараш, академик РАН, главный научный сотрудник НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (Кемерово):
- Успехи в хирургии сердца во многом определяются уровнем компетенции кардиолога. Именно грамотный кардиолог формирует стратегию лечения больного, он своевременно направляет больного на операцию и принимает после на адекватную реабилитацию. Поэтому я отношусь к кардиологам с трепетом. Особенно к таким, как Ростислав Сергеевич, он высочайший специалист в разделе системы кровообращения, с его именем теперь навсегда связано развитие кардиологии в Сибири и России. По многим позициям в этом направлении он был первым в России лично или во главе с коллективом. 30 лет назад ему удалось сформировать команду единомышленников (сейчас бы это назвали мультидисциплинарной командой) и создать современный кардиоцентр, лучший в России. А вместе с однокурсником, другом и соратником, академиком В.В. Пекарским создать яркую талантливую школу кардиохирургов. Сегодня томские школы кардиологов и кардиохирургов являются признанными лидерами, это результат огромного труда.
В жизни Ростислав Сергеевич очень обаятельный человек. Достаточно часто общаясь с ним, я нередко ловлю себя на мысли, что мне хочется подражать ему во многих вопросах. Побольше бы таких кардиологов, тогда нам, хирургам, было бы легче работать безошибочно!
Валерий Пузырев, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель Томского НИМЦ, научный руководитель НИИ медицинской генетики, зав. кафедрой медицинской генетики СибГМУ:
- В профессиональной жизни академика Карпова отметил бы, на мой взгляд, главное – единство ученого, врача, педагога и воспитателя. И этому единству есть объяснение: особенность колыбели - факультетской терапии Сибирского медицинского университета, выходцем из которой является юбиляр. Научная генеалогия школы, кафедры тянется в глубину отечественной терапии, к великому С.П. Боткину. Поэтому Ростислав Сергеевич, прежде всего, клиницист, врач широкого профиля, а потом уже классный кардиолог, ученый. Отмечу и высокую ответственность Ростислава Сергеевича за порученное или по собственной воле «нагруженное» на себя дело. Но впереди всего - святая обязанность перед пациентом. Академик Карпов – пример поразительного дара эффективного использования собственного научного багажа в интересах больного человека, организации здравоохранения и здорового образа жизни.
Николай Бохан, академик РАН, директор НИИ психического здоровья Томского НИМЦ:
- Как представитель младшего поколения нашего академического сообщества, Р.С. Карпова я отчасти воспринимаю через призму рассказов моего учителя, академика В.Я. Семке. Валентин Яковлевич называл Ростислава Сергеевича «наш душевный друг», а тот в ответ называл его «наш сердечный друг». И они часто, полушутя, говорили, что сердечные и душевные дела - очень близкая тема в медицине, и не только.
Знаете, Ростислав Сергеевич сам по себе очень психотерапевтичен: уже от одного его разговора с пациентом больному становится легче благодаря его эмпатии. И он очень красиво переходит в «третий возраст» человека. Наполнен бодростью, любовью к пациентам, ученикам, коллегам. А еще для нас, его младших последователей всех медицинских специализаций, Ростислав Сергеевич – пассионарная личность, мы учимся у него любопытному отношению к жизни и миру, его удивительному умовосприятию всего происходящего вокруг, тому, как он умеет ценить свое дело, физическую активность, искусство, художественное слово.
Вадим Степанов, член-корреспондент РАН, директор НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ:
- Мне повезло, на ранних стадиях своей научной карьеры я получил путевку в жизнь от выдающихся томских ученых-медиков: моя кандидатская работа была на стыке генетики и кардиологии, и В.П. Пузырев и Р.С. Карпов были моими научными руководителями. Ростислав Сергеевич без преувеличения - символ томской академической науки как выдающийся ученый и организатор, живая легенда и авторитет в сообществе. И в то же время он очень скромный интеллигентный человек, которому тем не менее удалось провести взвешенную грамотную политику, позволившую и НИИ кардиологии, и томскому медицинскому сообществу выйти в лидеры. Как клиницист, он всегда огромное внимание уделяет клинической составляющей науки, всегда во главу угла ставит вопрос, каким образом фундаментальные достижения могут реализоваться на практике и стать полезными жителям региона и страны. Такой вектор важен для исследователей, помогает не отрываться далеко от практических нужд.
А личное общение с Ростиславом Сергеевичем всегда доставляет удовольствие, поскольку он разносторонний эрудированный человек, и не только в вопросах медицины.
Александр Дыгай, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель НИИФиРМ им Е.Д. Гольдберга Томского НИМЦ:
- Ростислав Сергеевич – счастливый человек! Потому что ему повезло родиться в семье потомственных интеллигентов, ученых-исследователей. Не меньше ему повезло и с учителями, работа с Д.Д. Яблоковым и другими не могла не сказаться на формировании личности академика Карпова, на его становлении как крупного российского ученого. А еще он счастливый, потому что и на работе, и дома его окружают очень близкие ему люди. У него замечательные коллеги и ученики, прекрасная семья. С супругой Галиной Васильевной они вместе со студенческих лет, она – его надежный тыл, тоже замечательный ученый, поэтому хорошо понимает, как важны для Ростислава Сергеевича ее помощь и поддержка.
Сергей Попов, академик РАН, директор НИИ кардиологии ТНИМЦ:
- Ростислав Сергеевич лично в моей жизни сыграл и играет большую роль, в том числе и как один из моих главных учителей. Учитель по профессии, учитель по жизни. Человек, к которому можно всегда обратиться за советом, так было много раз, и знаю, что еще будет не единожды. Это счастье, когда рядом есть тот, кто умеет, может и хочет помогать другим, при этом обладая значительным жизненным и профессиональным опытом и имея связующие нити с экспертами искусства, медицины, политики, промышленности.
Ростислав Сергеевич – человек удивительного терпения. Подозреваю, что это обусловлено его огромным багажом знаний, его мудростью. И это плюс внутренний стержень, его принципы, которым он не изменяет ни при каком раскладе, помогает Ростиславу Сергеевичу все взвесить и принять правильное решение, всегда в пользу дела. Не припомню ни одного случая, когда бы он кому-либо отказал в поддержке. Ростислав Сергеевич всегда старается найти в человеке, в идее максимум положительного. Скольким людям он помог войти в профессию, состояться как специалистам! Но если какое-либо начинание бесперспективно, он умеет очень корректно, деликатно дать понять человеку, в чем он не прав. Это тоже большой дар. Всегда, когда я общаюсь с Ростиславом Сергеевичем, внутри меня возникает его образ - великого человека, при всей своей строгости очень доброго, переживающего за всех, всё и вся.
Евгений Чойнзонов, академик РАН, директор Томского НИМЦ:
- Ростислав Сергеевич должен быть благодарен судьбе за свое происхождение. Он родился в семье медиков и в родительском доме получил все то, что помогло ему стать профессионалом. Благосклонна была к нему судьба и тогда, когда направила его под крышу научной школы академика Яблокова. А еще судьба наградила его высочайшей ответственностью и огромной работоспособностью. Так что массу факторов, по которым Ростислав Сергеевич достиг вершин в профессии, можно разделить поровну на талант свыше и на безмерные усилия самого Ростислава Сергеевича. Даже, казалось бы, к обычной очередной лекции для студентов академик готовится со всей тщательностью: перечитывает материалы, смотрит новинки спецлитературы, добавляя факты и примеры. С его-то широкой эрудицией! А все потому, что он умеет ценить мелочи и ко всему в жизни подходить с высокой планкой. Перед нашим центром стоят грандиозные задачи, и они совпадают с жизненными и творческими планами Ростислава Сергеевича. Будем вместе претворять их в жизнь!
Н. Шеремет