В монографической серии "Кардиология: наука и практика" опубликовано новое издание коллектива авторов "Технология дистанционного образования в кардиологии: виртуальные пациенты"
В монографии описаны структура, процесс разработки и возможности применения виртуальных пациентов в подготовке врачей-кардиологов.
В состав авторов монографии вошли:
- С. И. Карась, доктор мед. наук, доцент, специалист отдела координации научной и образовательной деятельности НИИ кардиологии Томского НИМЦ;
- М. Б. Аржаник, кандидат пед. наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики СибГМУ;
- Е. В. Гракова, доктор мед. наук, ведущий научный сотрудник отделения патологии миокарда, профессор учебно-методического отдела НИИ кардиологии Томского НИМЦ;
- Э. Э. Кара-Сал.
В монографии описаны структура, процесс разработки и возможности применения виртуальных пациентов в подготовке врачей-кардиологов. Виртуальные пациенты - это информационные модели лечебно-диагностического процесса реальных завершенных случаев, содержащие клинико-диагностические сведения в текстовом и в мультимедийном форматах. Разработаны и описаны два типа виртуальных пациентов – с линейной и с разветвленной структурой. В случае линейной траектории информация демонстрируется в хронологической последовательности. Разветвленный тип виртуальных пациентов представлен клинико-диагностическими задачами, в которых дополнительно реализованы сгенерированные экспертами варианты динамики состояния пациента после неверных решений обучающихся. Система рейтинговой оценки интегрирована с выбранной обучающимися траекторией
задачи, охватывает различные типы решений и варианты ошибок. Все кейсы реализованы в цифровом виде с обеспечением удаленного доступа, что дает возможность использовать их для практических занятий по кардиологии в процессе дистанционной подготовки врачей-кардиологов и студентов старших курсов медицинских вузов.
Во Введении авторы отметили:
"...Диагностика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний часто требуют абсолютно ургентных решений, когда неполнота необходимой информации усугубляется дефицитом времени. В отличие от многих других областей знаний, кардиология не дает врачу права на ошибку, вынуждая принимать чрезвычайно ответственные решения в ситуации неопределенности. В силу этого очень высоки требования к компетенциям принятия решений врачей-кардиологов и сердечно-сосудистых хирургов. Для формирования важнейших врачебных навыков естественным является использование различных симуляций, в том числе виртуальных пациентов. Использование виртуальных пациентов формирует «образовательный треугольник ролей», в который включены преподаватели, обучающиеся и образовательная технология. В таком «треугольнике» важны обратные связи. С одной стороны, между обучающимися и виртуальным пациентом (интерактивность, обеспеченная разработчиками); с другой – между обучающимися и преподавателями (клинические разборы, анализ принятых решений). Таким видится эффективный способ формирования и развития клинико-диагностических компетенций студента, ординатора, врача-кардиолога. В дистанционном формате такие связи обеспечиваются, прежде всего, Web-основой образовательной технологии виртуальных пациентов, которую мы использовали в разработке. Именно она позволит широко использовать виртуальных пациентов для отработки навыков принятия решений в клинических дисциплинах, сформировать хранилища кейсов для использования в медицинском образовании без учета политических границ и географических расстояний".
Рецензенты:
- Т.В. Зарубина (Москва) – чл-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики медико-биологического факультета, директор института цифровой трансформации медицины ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Минздрава России;
- О.Ф. Природова (Москва) – кандидат медицинских наук, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию, зав. кафедрой организации непрерывного образования ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.М. Пирогова Минздрава России;
- А.Н. Наркевич (Красноярск) – доктор медицинских наук, доцент; декан лечебного факультета, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.
- С монографией можно ознакомиться на сайте онлайн-библиотеки BOOKUP. Бумажная версия монографии доступна в библиотеке СибГМУ и Томской областной библиотеке им. А. С. Пушкина.