Хирургия традиционно считается мужской профессией: она оставляет мало времени на семью, требует большой физической выносливости и выдержки — а эти качества многие считают не женскими. Однако, есть такие девушки, которые не только выучились на врачей и решили оперировать, но и занимаются наукой. Одна из них - Екатерина Косовских, аспирант второго года НИИ кардиологии Томского НИМЦ.
Екатерина поступила в ординатуру по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия» в 2017 году. Сегодня, помимо клинической деятельности, она исследует результаты биопротезирования аортального клапана с использованием каркасного ксеноперикардиального протеза с системой «easychange».
- Проект поддержан Российским фондом фундаментальных исследований, грант № 20-315-90079
- Цель нашего исследования - оценить непосредственную и ближайшую (1 год) эффективность применения нового каркасного протеза с системой «easychange» в аортальной позиции, – рассказывает Екатерина. – В рамках проекта мы впервые проводим оценку клинической и гемодинамической эффективности имплантации нового российского каркасного ксеноперикардиального протеза с системой «easychange» в аортальной позиции. Меня привлекает такое перспективное и актуальное направление. Опыт имплантирования этого клапана уникальный, ранее его нигде, кроме Томска не применяли и мне нравится быть причастной к этому.
- Почему – медицина и почему сосудистая хирургия?
- Мысли о медицине зародились уже с детства. Я хотела быть хирургом. В моей немедицинской семье все относились к этому желанию скептически. Когда пришло время поступать в университет, у меня сомнений не было - я точно знала, что хочу стать сердечно-сосудистым хирургом. Родные отговаривали: «поступают все хирургами, а заканчивают лишь 5-10%». Начиная со второго курса обучения в СибГМУ, я занималась в кружке сердечно-сосудистой хирургии, который проводится на базе отделения сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии, под руководством Андреева Сергея Леонидовича (к.м.н., старший научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии). К окончанию медицинского университета, вопроса с выбором специальности и поступления в ординатуру у меня не было.
- Помните ли первую операцию, какие чувства испытывали?
- Это сложно выразить словами. Восторг! Чувство, что ты прикасаешься к чему-то, что недоступно многим. Подобные чувства я испытываю до сих пор. Когда готовишься к операции, ты понимаешь, что от внешнего мира ты отстранен, все, что находится за пределами операционной - не важно. Есть только пациент, рана, твоя хирургическая бригада, и ты должен сделать все, что в твоих силах.
Сколько времени может длиться операция?
- Как правило, операция с искусственным кровообращением длится не менее 3-х часов. Самая продолжительная в моей практике операция длилась 12 часов. Но когда ты находишься в процессе, не замечаешь течение времени, забываешь о физиологических потребностях.
- Что для Вас наука?
- Это способ познания чего-то нового, способ развиваться, не дать себе закиснуть. Когда живешь без научного интереса, перестаешь развиваться. По моему мнению, для врача очень страшно отсутствие стремления узнавать что-то новое, этим он может навредить пациенту.
- Есть ли у Вас хобби?
- Я занимаюсь танцами, соло-латиной. Это направление латиноамериканских танцев, когда ты танцуешь одна без партнера. Для меня это прекрасная возможность сменить хирургический костюм на платье и туфли, отвлечься от повседневных задач, отключить голову.