Масштаб шрифта
Цвет
Изображения
Интервал между буквами
RU EN

Экспертный обзор. "Цифровая зрелость - понятие молодое"

Материал опубликован на страницах информационно-справочного издания "Здравоохранение Сибирского федерального округа".

Автор обзора: Карась Сергей Иосифович, главный внештатный специалист по информационным системам в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ в Сибирском федеральном округе, действительный член Международной академии информатизации, специалист по научно-организационной работе отдела координации научной и образовательной деятельности НИИ кардиологии Томского НИМЦ, доктор медицинских наук. 

Читать материал в pdf


Публикуем выдержки из материала: 

Главная цель информатизации здравоохранения – внедрение известных и создание новых информационно-коммуникационных технологий для всех уровней управления здравоохранением и всех аспектов реального лечебно-диагностического процесса.

Новые цифровые технологии повышают качество лечебно-профилактической помощи и способствуют реализации ее основной функции – увеличению продолжительности активной и полноценной жизни. Цифровизация медицины – это и электронные медицинские карты, и программные приложения для физического и психического благополучия, и медицинские устройства на базе интернета вещей, и мобильные аппараты для контроля здоровья, и инструменты телемедицины. В отрасли «цифра» распространяется все больше не то чтобы с каждым годом, а с каждым месяцем!

Вначале широкая, а затем глубокая информатизация здравоохранения Российской Федерации в целом и Сибирского федерального округа в частности началась после 2010 года. На первом этапе медицинские организации в основном закупали компьютерную технику, затем настал черед уделить внимание локальным сетям. Со временем пришло понимание: информатизация не только и даже не столько про управление сетью компьютеров, а во многом – про специализированное программное обеспечение. Произошел перенос акцентов с материальной базы на информационные продукты, а затем – на взаимодействие специализированных программных средств.

В федеральном округе на процесс информатизации здравоохранения – весьма сложной и многогранной отрасли – не может не накладывать отпечаток территориальная и информационная разобщенность мест проживания людей. Притом что суммарная площадь десяти регионов, образующих СФО, составляет четверть территории РФ, плотность населения здесь характеризуется как низкая и средняя. Тем актуальнее для Сибирского федерального округа Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 140 от 9 февраля 2022 года.

ЕГИСЗ представляет собой единую государственную информационную систему здравоохранения, где хранятся и обрабатываются данные обо всех медицинских организациях страны, медицинских сотрудниках и пациентах. Эта система, без преувеличения, информационный стержень здравоохранения, особенно на географически разобщенных территориях. На площадке, объединившей несколько цифровых платформ, происходит сбор информации от непосредственных участников лечебно-диагностического процесса, ее анализ, переработка, структуризация и передача на региональный и федеральный уровень.

Мы можем рассматривать создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы как направление информационной траектории «вверх». В 2021 году в СФО началось внедрение медицинских платформенных решений федерального уровня – вертикальных интегрированных медицинских информационных систем (ВИМИС) по отдельным нозологическим группам заболеваний и федеральных регистров лиц с отдельными заболеваниями. В рамках ЕГИСЗ есть возможность ведения и ВИМИС, и регистров по нозологиям. При этом в разных субъектах федерального округа имеются разные проблемы в сфере информатизации здравоохранения. Так, при передаче информации на федеральный уровень нередко возникают трудности, связанные с использованием нормативно-справочной документации, в том числе справочников инструментальных и лабораторных исследований. Органы управления здравоохранением в регионах нередко ориентируются на локальную документацию, невзирая на наличие федеральных справочников. Это приводит к противоречиям и неоднозначности в употребляемой терминологии.

Видится необходимость согласованного отказа от локальных нормативных документов и с ориентацией на федеральную нормативно-справочную документацию. Важнейшим компонентом здесь является новая платформа – портал и Федеральный реестр нормативно-справочной информации Минздрава России, функционирующие с 2022 года.

Названная проблема тесно связана с другим направлением обработки данных – интеграцией информации разного типа в «горизонтальной плоскости». Ассортимент информационных продуктов в здравоохранении субъектов Сибирского федерального округа весьма широк. Например, в Новосибирской области используются: медицинская информационная система Новосибирской области (АО «БАРС Груп»); автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения («1С-Рарус»); единый регистр медицинских работников; паспорт медицинской организации; центральный архив медицинских изображений; региональная система маркировки движения лекарственных препаратов; ИС «Монитор управления отраслью здравоохранения Новосибирской области»; электронная очередь (СУА «Дамаск»); ЛИС, «Своды», «СводБО» (АО «БАРС Груп»); ИС ФОМС – «Амбул», «Медис»; МИС «Дока+» (ООО «Мединтех»); ФГИЗ МДЛП, «Фарма Просто»; Parus 8, 10; СЭДО; «1С:Бухгалтерия», «1С:Склад» и другие программы на 1С-платформе; ИС «Закупки»; ряд программ, разработанных ИТ-отделами медицинских организаций («СанАвиа», «ОперПлан», система рассылки СМС и обзвона пациентов и пр.).

Эти компоненты в значительной степени интегрированы в ЕГИСЗ Новосибирской области, которая служит примером гармоничного информационного развития в сфере здравоохранения.

В Томской области функционируют: медицинская информационная система Томской области (АО «Барс Груп»), в том числе модули ЛИС, ЦАМИ; «1C:Медицина»; МИС «Медиалог» (ООО «Пост Модерн Технолоджи»); популяционный раковый регистр (ООО «Новел СПб»); Parus (автоматизация деятельности МО, ООО «Корпорация «Парус»); cистема бухгалтерского и складского учета (компания «Тензор»); PACS; ЛИС «Ариадна»; ряд программ собственной разработки ИТ-отделов медицинских организаций (АИС «Кадры», «Контроль», «Стационар», «Поликлиника», «Санавиация») и пр.

(...)

На основании приведенных примеров несложно сделать вывод, что обеспечить взаимодействие столь технологически разнообразных программных средств разных разработчиков могут только весьма квалифицированные сотрудники. Но именно таких сотрудников в ИТ-службах и ИТ-отделах сибирских учреждений здравоохранения сегодня не хватает.

Анализ результата опроса, проведенного в медицинских организациях СФО, выявил недостаточную ИТ-квалификацию и вместе с тем недостаточную материальную заинтересованность персонала в результатах своего труда. Проблема имеет отношение как к медицинскому персоналу, так и к сотрудникам ИТ-подразделений. 

(...)

Актуальной задачей цифрового здравоохранения СФО является оценка цифровой зрелости отдельных медицинских учреждений. Разработана методика этого процесса, определены параметры интегрального индекса цифровой зрелости медицинских организаций. В их число входят доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно; доля пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым доступны электронные медицинские документы в личном кабинете пациента «Мое здоровье», в том числе врачебные назначения в форме электронных документов; доля граждан, находящихся под диспансерным мониторингом состояния здоровья; доля медицинских организаций, осуществляющих централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований и проводящих консультации с использованием видео-конференц-связи и пр.

Событием чрезвычайной важности должен стать полный переход на представление информации в виде структурированных электронных медицинских документов. Этому будет способствовать приказ Минздрава России № 205н от 02.05.2023, утвердивший должность «врач-кибернетик» в номенклатуре должностей медицинских работников.

Хочется верить, что динамические изменения в кадровом обеспечении информатизации нашего здравоохранения – дело сегодняшнего, по крайней мере завтрашнего, дня, а не туманного далёка.

E-mail:
Нажимая кнопку "Отправить", вы соглашаетесь на обработку персональных данных