Масштаб шрифта
Цвет
Изображения
Интервал между буквами
RU EN

Андрей Софронов: «Я был спокоен за свое будущее»

О своей учебе в ординатуре рассказывает ординатор третьего года обучения отделения сердечно-сосудистой хирургии НИИ кардиологии Томского НИМЦ Андрей Софронов.


Почему НИИ кардиологии?

— Я томич, родился и вырос в Томске, после школы поступил в СибГМУ. Для меня не стоял вопрос выбора специальности, я всегда знал, что хочу заниматься хирургией. Уже с первого курса медуниверситета я начал планомерно двигаться к своей цели – стать хирургом. Участвовал в олимпиадах, в том числе Всероссийской студенческой олимпиаде по хирургии. На 6 году обучения нашей команде удалось одержать победу на региональном этапе и поехать на финал в Москву. Тогда я окончательно укрепился в мысли, что хочу стать сердечно-сосудистым хирургом.

Фото с финала Всероссийской студенческой олимпиады по хирургии

После окончания обучения уезжать из Томска совсем не хотелось, да и было незачем: здесь мои родители, друзья, и к тому же была возможность поступить в НИИ кардиологии, в операционных которого мне уже удалось побывать за время учебы в медицинском университете. Я знал, что поступаю в центр с хорошей практической и научной базой, накопленной за почти полвека со дня основания института, и что учить меня будут профессиональные хирурги, поэтому я был спокоен за свое будущее.

В год, когда наша группа поступала в ординатуру НИИ кардиологии Томского НИМЦ, произошло увеличение срока обучения ординаторов с 2 до 3 лет. Для меня это стало большим плюсом и преимуществом, поскольку сердечно-сосудистая хирургия – это такая специальность, в которой очень важно время, посвященное изучению профессиональных навыков. Нужно научиться общаться с пациентами, консультировать их, работать в операционной. Для начинающего ординатора, который только закончил специалитет, все это в новинку, непривычно и неудобно. Плюс ко всему нужно время на становление в коллективе. Поэтому три года — это оптимальный срок, чтобы обрести базовые навыки и зарекомендовать себя как специалиста.

Медицинская династия

— Я не первый врач в своей семье. Моя мама врач-терапевт, она много рассказывала мне о медицине и часто брала меня с собой на работу. Ее рассказы о студенческих годах, об обучении в медицинском вузе были очень интересными, и мне тоже хотелось приобрести такой опыт.

Также у меня есть троюродный брат врач онколог-маммолог, старший научный сотрудник отделения общей онкологии НИИ онкологии Томского НИМЦ, канд. мед. наук Евгений Гарбуков.

  • Интервью «Важные знания. Врач онколог о профилактике и лечении рака молочной железы», в котором Евгений Гарбуков рассказывает о профилактике, современных подходах и научных направлениях в хирургическом лечении рака молочной железы можно прочитать здесь.

Когда я поступил в ординатуру, то точно знал, что хочу заниматься наукой. В следующем году я планирую поступить в аспирантуру и приложить еще больше усилий для развития своего научного трека.

Современный врач не может быть просто клиницистом, он обязан постоянно узнавать новое и много читать, поскольку кардиохирургия – это область, которая сегодня развивается очень стремительно.

В ординатуре мне повезло познакомиться со своим научным руководителем врачом сердечно-сосудистым хирургом, д-р мед. наук Дмитрием Сергеевичем Панфиловым, который активно развивает научное направление, связанное с хирургией аорты, и с д-р мед. наук Борисом Николаевичем Козловым, который является заведующим нашего отделения и практикующим аортальным хирургом. Под их руководством я написал несколько научных статей и начал работу над кандидатской диссертацией, которая будет посвящена проблемам хирургии корня аорты.

Чему учат ординаторов-хирургов в НИИ кардиологии

Андрей Софронов в операционной

— Хирургия – это не только то, что ты делаешь в операционной, но и огромный пласт работы за ее пределами. Поэтому в ординатуре мы в первую очередь учимся общаться: с пациентами, с их родственниками, с коллегами.

Здесь есть система обучения хирургии, думаю, как и в других специальностях – от простого к сложному. По началу это работа в перевязочном кабинете, ведение послеоперационных больных, затем уже работа в операционной. Со временем задачи усложняются и тебе доверяют выполнять более сложные вмешательства.

И третий важный навык, который должен освоить каждый начинающий хирург – это концентрация. Операции могут длиться 5, 6, 8 или даже больше часов подряд. Ты не можешь выйти передохнуть. И поначалу это непросто. Но со временем находиться в операционной становиться проще и легче.

Быть ординатором НИИ кардиологии – это трудолюбие и упорство. Погружаясь в новую специальность, нужно приобрести не только практические навыки, но и параллельно углубиться в теорию. В университете, конечно, тоже учат оперативной хирургии, но, когда у тебя помимо этого еще с десяток предметов, довольно трудно сосредоточиться на тщательном изучении чего-то одного. Поэтому в ординатуре нужно приложить максимум усилий и времени, чтобы разобраться во всех нюансах своей специальности. Важно найти в себе внутреннюю силу, чтобы преодолеть все эти трудности. Тогда спустя три года обучения ты будешь знать, что провел эти ценные годы с пользой и многому научился. И впоследствии сможешь сам помогать тем, кто только встал на этот путь.

Как Вы справляетесь со стрессом?

— Операционная – это особое место, где все должны быть сконцентрированы, сплочены и ни на минуту не терять бдительности, быстро реагировать, не допускать ошибок. Как бы ты ни любил свою профессию, от этого постоянного напряжения все равно устаешь. Поэтому хороший диалог с коллегой или смешная шутка помогают разрядить атмосферу и найти в себе силы продолжать работать даже после многочасовой операции. Для меня такие моменты очень ценны.


Несмотря на загруженный график хирургов, всегда можно найти время на личную жизнь и хобби. Например, в свободное время я люблю поиграть на гитаре. Играю уже больше 15 лет. Мне нравится прийти домой, и, когда никого нет рядом, в тишине, поиграть на гитаре просто для себя.

E-mail:
Нажимая кнопку "Отправить", вы соглашаетесь на обработку персональных данных